Транспортное сотрудничество Туркменистана и Узбекистана приобретает стратегическое значение, формируя новую карту связности Центральной Азии и открывая дополнительные маршруты в евразийское пространство. Об этом сообщает информационное агентство Orient.
Страны расположены на ключевых транзитных направлениях «Восток–Запад» и «Север–Юг», что стимулирует совместные проекты в логистике, мультимодальных перевозках и цифровизации.
Политика глав государств укрепляет доверие и добрососедство, повышает транспортную интеграцию и способствует формированию единой региональной идентичности. Совместные инфраструктурные инициативы и упрощение транзитных процедур создают более конкурентоспособные и устойчивые логистические цепочки.
За 9 месяцев 2025 года грузоперевозки между странами выросли на 30% и достигли 1,3 млн тонн, при этом основная часть (43%) приходится на автомобильный транспорт. Реконструкция Фарапского таможенного комплекса удвоила его пропускную способность до 1000 транспортных средств в сутки, а соглашение о паритетных сборах обеспечивает равные и прозрачные условия для перевозчиков.
Развивается и железнодорожное сотрудничество: оптимизация тарифов, увеличение пропускной способности станций и развитие контейнерных сервисов повышают скорость и надежность перевозок. Модернизированный порт Туркменбаши усиливает транскаспийские маршруты, а подписанный в августе 2025 года меморандум предусматривает взаимодействие в области судостроения.
Активно развиваются международные коридоры, включая «CASCA+» и альтернативный маршрут через Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турцию. Их реализация расширяет доступ к Европе, Ближнему Востоку и странам Азиатско-Тихоокеанского региона, повышая объём грузопотоков и создавая новые логистические возможности.
В авиации подписан протокол о возобновлении регулярных рейсов между странами. Совместная модернизация коридоров, цифровизация процессов и создание удобных условий для перевозчиков закладывают основу долгосрочного развития и укрепления транспортной интеграции региона, превращая Центральную Азию в ключевой транзитный узел Евразии.