Советский хирург прооперировал сам себя: уникальная операция в Антарктиде

17 Июль 2024  
Советский хирург прооперировал сам себя: уникальная операция в Антарктиде

Что делать, если вас настиг острый приступ аппендицита, а медицинская помощь недоступна? Именно в такой ситуации в 1961 году оказался хирург Леонид Рогозов, участник 6-й Советской антарктической экспедиции. Доктор не растерялся и провёл одну из самых удивительных операций в истории медицины, оперируя сам себя. Об этом сообщает «Русская семерка».

Антарктический хирург

Весной 1961 года мир восхищался достижениями советских людей. В апреле Юрий Гагарин покорил космос, а в начале мая агентство ТАСС назвало нового героя - 27-летнего врача-полярника Леонида Ивановича Рогозова. Хирург Рогозов был хорошо подготовлен для экспедиции в Антарктиду. Он окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт и продолжал учёбу в ординатуре по хирургии. В составе 6-й САЭ Рогозов оказывал медицинскую помощь заболевшим полярникам, а также выполнял функции метеоролога и водителя. Но ни одно учебное заведение не могло подготовить его к тому, что произошло на ледяном континенте.

ЧП произошло на третий месяц зимовки на станции Новолазаревская в Оазисе Ширмахера. Утром 29 апреля Рогозов заметил у себя признаки аппендицита: повысилась температура, началась тошнота, и появилась сильная боль в правой подвздошной области, из-за которой он не мог спать. Поначалу доктор надеялся справиться с заболеванием с помощью антибиотиков, соблюдая постельный режим и охлаждая больное место. Но температура продолжала расти, угрожая перфорацией аппендикса и перитонитом, что практически означало смерть.

На Новолазаревской и ближайших антарктических станциях не было самолётов, а снежная буря делала эвакуацию невозможной. Вечером 30 апреля Рогозов решился на невозможное - сам себе провести операцию.

Операция

Удалять аппендиксы Рогозову уже приходилось, но никогда раньше самому себе. Он подготовил стерилизованную лежанку и попросил инженера-механика Зиновия Теплинского держать зеркало и подсвечивать место операции, а метеоролога Александра Артемьева - подавать инструменты и следить за его состоянием. Начальник станции Владислав Гербович также наблюдал за процессом.

Сначала Рогозов обезболил область операции уколом новокаина, затем сделал 12-сантиметровый разрез. Операция проходила с трудностями: слабость, головокружение и сбои сердечного ритма мешали хирургу. Каждые пять минут он делал паузы, стараясь не отвлекаться. Ассистенты побледнели от волнения, но продолжали помогать.

Добраться до аппендикса было непросто, и большую часть операции Рогозов проводил на ощупь, работая без перчаток ради чувствительности пальцев. Он обнаружил, что операция была проведена вовремя - аппендикс вот-вот мог лопнуть. В решающий момент руки врача ослабли, но он осознал, что уже близок к спасению. Он удалил гнойный аппендикс, ввёл антибиотик и зашил рану. Операция длилась 1 час 45 минут. В полночь на 1 мая врач заснул, приняв снотворное.

После операции здоровье Рогозова постепенно нормализовалось. Через пять дней прошла лихорадка, а ещё через два дня он снял швы. Рогозов продолжил работать на станции до осени 1962 года, высоко ценя помощь коллег-полярников.

После выздоровления

Описание операции в Новолазаревской до сих пор вызывает содрогание. Современников Рогозова эта история поразила. Хотя это был не первый случай самохирургии, Рогозов повторил опыт американского врача Эвана О'Нила Кейна, который в 1921 году удалил себе аппендикс. Но Леонид Рогозов сделал это в экстремальных условиях Антарктиды.

После выздоровления Рогозова завалили письмами и телеграммами из разных стран. Его мужеством восхищался космонавт Герман Титов, а бард Владимир Высоцкий посвятил ему песню. Рогозов получил орден Трудового Красного Знамени как особо отличившийся член антарктической экспедиции.

После возвращения из Антарктиды Рогозов окончил ординатуру, аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Много лет он проработал хирургом, а с 1986 года заведовал отделением хирургии лимфоабдоминального туберкулёза Ленинградского НИИ фтизиопульмонологии. Леонид Рогозов умер в 2000 году. Хирургические инструменты, которыми он пользовался на полярной станции, ныне хранятся в петербургском Музее Арктики и Антарктиды.