Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования. Она является важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран. Транспорт – наиболее важная составляющая развития мирового хозяйства и жизни человечества в целом. В XXI веке транспорт является стратегически важным сектором мировой экономики.
Об активной роли Туркменистана во внешней политике по решению интересов государства рассказал редакции vestiabad.ru cтарший преподаватель Туркменского государственного института финансов, соискатель ученой степени кандидата политических наук Руслан Джумаев.
Педагог констатировал, политика «открытых дверей» Туркменистана призвана укрепить позиции и авторитет страны на мировой арене. Сегодня расширяется эффективное партнерство нашего государства в формате ведущих международных организаций, создаются все условия для наращивания взаимовыгодных связей с международным сообществом и реализации поставленных целей в данном направлении. Качественно выделяется приоритет в отношении развития партнерства с соседними странами. Он обусловлен тесными экономическими связями, общностью истории и культуры.
Преподаватель отметил, что Каспийское море – это геополитический регион, представляющий огромный интерес у мирового сообщества. Это, прежде всего, обусловлено его геостратегическим расположением и богатством углеводородными ресурсами. Здесь пересекаются основные пути по оси «Север-Юг» и «Восток-Запад». Пятистороннее взаимодействие на Каспии – это объединяющий фактор, отражающий стремление государств к миру, согласию и сотрудничеству. Это выступает ключевым условием полномасштабной интеграции в систему мирохозяйственных связей, широкого привлечения инвестиций, превращения региона в транспортный хаб, аккумулирующий новые технологии. В то же время каспийский регион крайне удачно располагается с точки зрения создания и развития крупных транспортно-логистических узлов. Он находится прямо посередине между крупнейшими мировыми центрами потребления энергоресурсов. Это Китай и Европа, а в ближайшей перспективе – Индия. Несмотря на последние экономические кризисы потребление топливных и энергетических ресурсов на этих рынках устойчиво растет с конца ХХ века,. В этой связи очень большое значение имеет внутрирегиональное сотрудничество прикаспийских соседей.
Ученый обратил внимание, что по инициативе Туркменистана 12 августа 2019 года в национальной туристической зоне «Аваза» (Туркменистан) был проведен Каспийский экономический форум. Одной из основных тем данного мероприятия были транспортные логистические подвижки современности.
Отмечая, что важность регионального сотрудничества и выгоды от него особенно велики по сравнению с другими регионами мира, так как Центральная Азия не имеет доступа к открытому морю. У стран, не имеющие выхода к морю, есть потребность в поддержке для расширения своих устойчивых транспортных систем и создания разветвлённой инфраструктуры. Это даст им возможность улучшить их связи с международными рынками, в том числе путём обеспечения эффективного перемещения товаров по логистическим, транспортным и транзитным коридорам. Учитывая это обстоятельство, Туркменистан предоставляет близлежащим странам возможность доступа к портам Каспийского моря. Это позволяет им избежать существенных расходов, связанных с доставкой своих товаров к более богатым, но отдаленным рынкам. Продолжая тему, интервьюер отметил, что 15 августа 2022 года в Национальной туристической зоне «Аваза» (Туркменистан) на уровне министров транспорта развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, прошла работа международной конференции, посвящённая этой теме. Данная международная конференция была организована по инициативе Туркменистана под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). На форуме собрались представители 39 стран мира и 34 международных организаций для широко обсуждения роли транспортной системы в обеспечении устойчивого развития. Среди ряда вопросов повестки было рассмотрено использование потенциала транспортных развязок и совершенствования работы транспортно-логистической структуры в соответствии с требованиями времени. Прошедший форум является одним из ключевых этапов подготовки к третьей конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, намеченной на 2024 год.
Джумаев отметил, что Туркменистан неуклонно привержен взаимовыгодному и широкому международному сотрудничеству в транспортной сфере. В ноябре 2016 года по инициативе туркменского государства, при поддержке ООН и многочисленных партнеров, в Ашхабаде состоялась первая Глобальная Конференция по устойчивому транспорту. По итогам её работы были сформулированы современные, отвечающие объективным реалиям и запросам подходы к сотрудничеству в транспортной сфере, намечены перспективные планы на будущее, обозначены новые возможности, принят важный Итоговый документ. 16-го мая 2023 года на 70-м пленарном заседании 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Туркменистана и при единогласной поддержке государств-членов Сообщества Наций была принята Резолюция, согласно которой 26 ноября объявлен Всемирным днём устойчивого транспорта. О большой значимости этого актуального для всего человечества международного документа свидетельствует тот факт, что свыше 67 стран выступили его соавторами. Это очередное свидетельство признания Сообществом Наций международных инициатив Туркменистана, выдвинутых Национальным Лидером туркменского народа, Председателем Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, а также повышения авторитета независимой нейтральной Отчизны на мировой арене. Так же следует отметить, что 6 июля 2022 года Группа друзей для устойчивого транспорта (GFST) при ООН было создано по инициативе Туркменистана. Цель этой группы – продвигать устойчивый транспорт как ключевой фактор развития и сотрудничества на всех уровнях. Группа также служит платформой для обмена знаниями и лучшими практиками в этой сфере.
Преподаватель сделал акцент, что на протяжении ряда лет Туркменистан, будучи активным участником ООН, инициирует содержательные и конкретные резолюции в области устойчивого транспорта. 20 декабря 2017 года на 74-м заседании 72-й сессии ГенАссамблеи ООН по инициативе Туркменского государства странами-участницами единогласно была принята Резолюция «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития». Весьма примечательно, что в этом вопросе Генассамблея ООН ссылалась на ранее принятые по инициативе Туркменистана аналогичные документы. Это такие документы как: Резолюции «Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития» от 19 декабря 2014 года и «На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодальных транзитных коридоров» от 22 декабря 2015 года. Наша страна стала инициатором еще одной резолюции Генассамблеи ООН «Укрепление связей между всеми видами транспорта для обеспечения стабильных и надежных международных перевозок в целях устойчивого развития в период и после пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19)». Данная резолюция была принята 29 июля 2021 года.
Таким образом, Туркменистан стал инициатором создания эффективных международных платформ для диалога по этому важнейшему направлению. Еще одним ярким примером вышесказанного является то, что Генеральная Ассамблея ООН на 48-м пленарном заседании 78-й сессии 19 декабря 2023 года, приняла две резолюции, инициированные Туркменистаном – по энергетике и транспорту. Резолюция по транспорту, принятая ГА ООН по предложению Туркменистана, называется «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития». Ее соавторами выступили 47 государств. Она призывает государства-члены поддерживать непрерывное функционирование и укрепление транспортной системы и транспортной инфраструктуры во всех аспектах устойчивого развития. Документ по сотрудничеству в транспортной сфере провозглашает 2026-2035 годы Десятилетием устойчивого транспорта. Авторы резолюции предлагают продолжить практику международного диалога в этой области и рассмотреть вопрос о созыве Третьей глобальной конференции ООН по устойчивому транспорту. Согласно документу, основные мероприятия в рамках Всемирного дня устойчивого транспорта в ноябре 2024 года состоятся в Туркменистане.
Руслан Джумаев заключил, что Туркменистан всегда исходил из того, регион Каспийского бассейна и Центральной Азии – это уникальный, складывавшийся на протяжении многих веков архетип взаимоотношений стран и народов, их традиций, обычаев, культур, духовных ценностей. В настоящее время здесь формируется геостратегический центр глобального значения. Он включает в себя важнейшие энергетические и коммуникационные узлы, транспортные пути и транзитные коридоры. Поэтому необходимость объединения усилий стран региона, их тесного взаимодействия с международными организациями на основе осознания общности и неразрывности главных целей и задач, выглядит сегодня особенно актуальной.