Издревле народная музыка была духовным спутником туркменского народа, окрыляя его в минуты радости и поддерживая в тяжёлые годы испытаний. Об этом рассказал информационному агентству Vestiabad музыковед, директор специальной школы искусств имени Сахы Джепбарова города Аркадаг Ровшен Нурмырадов.
По словам музыковеда, музыка предков, из века в век сохраняя свою духовность, дошла до наших дней в виде самобытного песнетворчества и уникальных традиций инструментального исполнительства. В давние времена жизнь туркменских племён не мыслилась без музыки - перед искусством бахши преклонялись, без них не проходило ни одно праздничное торжество. Недаром в народе по сей день бытуют поговорки, отражающие многовековое уважение и любовь к творчеству этих замечательных музыкантов:
Как отметил Р.Нурмырадов, главное оружие бахши - песня, особенностью которой является художественное прочтение стихов с музыкальным аккомпанементом. Делая главный акцент на смысловом тексте, бахши выбирали для своих песен самые выразительные стихи из национального эпоса и творчества туркменских поэтов - классиков от средневековья до наших дней. Но искусство бахши было подвластно не всем: только музыкант, обладавший характерным особенным природным голосом и талантливым исполнением поэтического текста, мог магически воздействовать на слушателей.
- В далёкие времена сочинителей стихов под музыку называли «озанами», которые, собственно, и были родоначальниками бахши. Легендарный тюркский сказитель, покровитель поэтов и музыкантов Горкут ата в своих летописях упоминает и воспевает творчество озанов как носителей и хранителей национального культурного наследия, - поделился директор спецшколы искусств.
Р.Нурмырадов подчеркнул, что бахши, получившие популярность в народе, были не только мастерами исполнительского искусства, но и своего рода духовными наставниками, к словам которых прислушивался народ. К примеру, в некоторых литературных источниках упоминается, что известный в народе музыкант Амангельды Гонебек освободил туркменских воинов мирным путём лишь силой своего искусства. В произведении туркменского писателя Нурмырата Сарыханова «Шукур бахши» также повествуется о непревзойдённой силе музыкального искусства, способного совершать чудеса. В своём песенном творчестве бахши также отражали многовековую историю о подвигах, героизме и отваге туркменских воинов. К примеру, воинская доблесть Гёроглы бека и его сорока джигитов из эпоса «Гёроглы», также воспевается бахши, которое передается из поколения в поколение.
- Таким образом, эти музыканты ценны не только как песенники-сказители, но и как хранители исторических сведений. Такие исторические имена, как Бабагаммар и Ашык Айдын Пир, известны в национальных культурах целого ряда стран Центральной Азии. В Туркменистане эти имена олицетворяют покровителей музыкантов и мастеров музыкальных инструментов, музыки вообще. Бабагаммар и Ашык Айдын Пир также являются создателями национальной школы исполнительского мастерства, последователи которой до сегодняшнего времени продолжают и совершенствуют искусство бахши, - констатировал музыковед.
Кроме того, директор спецшколы искусств упомянул, что культ бахши в Туркменистане, берущий своё начало из глубины веков, основан на особой системе воспитания начинающих музыкантов. Икусство бахши - это избранная профессия и для того, чтобы получить звание «бахши», музыканты должны были пройти длительный путь обучения. Этот путь делился на несколько этапов, основными из которых были следующие:
- Беря уроки мастерства у именитых наставников, начинающие бахши накапливали практический опыт, совершенствуясь и повышая свой профессиональный уровень. Пройдя все этапы обучения, музыканты получали благословение и разрешение наставника «идти в народ» и выступать самостоятельно. Состоявшийся бахши также получал право обучать следующее поколение исполнителей, продолжая таким образом традиции преемственности. Но, пожалуй, самой высокой оценкой мастерства бахши всегда была и есть всенародная любовь и признание таланта исполнителя, - выразил Р.Нурмырадов.
Музыковед подчеркнул, что в истории туркменской музыкальной культуры среди многочисленных видов народных инструментов особняком стоят дутар, гиджак, тюйдук. В наше время исполнительское искусство на дутаре и гиджаке достигло вершины мастерства: ни одно праздничное торжество на туркменской земле не обходится без этих инструментов. Творчество туркменских бахши - это свидетельство многовековой истории музыкальной культуры Туркменистана. Благодаря силе искусства бахши сохранились и дошли до наших дней литературные шедевры таких туркменских поэтов как Махтумкули Фраги, Молланепес, Зелили, Кемине.
- В связи с этим уместно было бы отметить, что 300-летие великого поэта Махтумкули в 2023 году внесено в Международный реестр программы ЮНЕСКО «Память мира». И в октябре текущего года в Ашхабаде был проведен Международный форум «Взаимосвязь эпох и цивилизаций - основа мира и развития», посвященный 300-летию со дня рождения великого поэта. Это событие стало одним из главных мероприятий года «Кладезь разума Махтумкули Фраги» как в Туркменистане, так и во всем мире, - рассказал директор спецшколы искусств.
Музыковед сообщил, что в наше стремительно развивающееся время в Туркменистане созданы все условия для дальнейшего совершенствования икусства бахши на новом профессиональном уровне. Об этом свидетельствуют обучение профессиональных музыкантов на отделениях бахши в детских музыкальных школах и школах икусств, средних специальных и высших учебных заведениях; ежегодные музыкальные состязания бахши, выступления на отечественных и музыкальных площадках; участие в международных фестивалях, форумах, конференциях.
- В XXI веке искусство бахши было внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия Юнеско как один из ценнейших культурных пластов национального и общемирового достояния человечества, - подытожил Р.Нурмырадов.