Китай воспользуется предстоящим саммитом Китай-Центральная Азия как возможностью, чтобы вывести торгово-экономическое сотрудничество со странами этого региона на новый уровень, заявило министерство торговли КНР, передает агентство Синьхуа.
Экономическое и торговое сотрудничество между Китаем и пятью странами Центральной Азии, а именно Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, достигло ощутимых результатов с момента установления дипломатических отношений более 30 лет назад, было заявлено на пресс-конференции, данной министерством.
Отмечено, что товарооборот страны с пятью странами достиг 70 миллиардов долларов США в 2022 году и зафиксирован рост в годовом исчислении на 22% в первом квартале этого года.
Структура торговли также улучшилась за эти годы. По данным китайского ведомства, в прошлом году импорт Китаем сельскохозяйственной, энергетической и минеральной продукции из стран ЦА подскочил более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, а экспорт машиностроительной и электронной продукции в эти страны увеличился на 42%.
По состоянию на конец марта объем прямых инвестиций Китая в пяти странах Центральной Азии превысил 15 миллиардов долларов.
Саммит Китай-Центральная Азия должен состояться в Сиане, провинция Шэньси, 18 и 19 мая. В настоящее время не обнародована конкретная повестка дня в отношении тем, которые будут обсуждаться. Тем не менее, ожидается, что делегации поддержат синергию развития Шелкового пути, особенно Среднего коридора и железнодорожных перевозок, которые связывают эти страны. В их числе интермодальные перевозки с включением Каспийского моря через порты Казахстана и Туркменистана.
Последнее время эксперты рынка железнодорожных перевозок обратили на то, что все больше поездов направления China-Europe Express заканчивают свое путешествие в Центральной Азии. Одной из простых иллюстраций этого сдвига является переименование поездов, следующих в западном направлении, с China-Europe Express на China-Europe (Central Asia) Express.
Как отмечают западные аналитики, Центральная Азия — это рынок, на который мир долгое время не обращал внимания, но с изменениями после пандемии его роль в международных цепочках поставок соответственно меняется.