Программой развития транспортной дипломатии Туркменистана на 2022-2025 годы предусмотрена подготовка Дорожно-транспортного кодекса, внедрение в отрасль таких цифровых решений для мультимодальных перевозок как Глобальный транзитный документ, модернизация и расширение транспортной инфраструктуры, требующей адекватных финансовых ресурсов.
О финансировании проектов транспортного сектора страны рассказал председатель правления Государственного банка внешнеэкономической деятельности Туркменистана Рахимберды Джепбаров, выступая в четверг на международном форуме по транспортно-транзитным коридорам, состоявшемся в Ашхабаде.
Так, за счет мобилизации средств государства были осуществлены: строительство шести международных аэропортов, морского порта и судостроительного завода в Туркменбаши, автомобильных дорог, железнодорожного моста через Амударью; закупка автотранспорта и воздушных судов, нефтеналивного танкера и др. В настоящий момент ведется реализация таких проектов, как строительство автомобильного моста через залив Гарабогаз, закупка грузовых авиалайнеров Airbus.
Отдельно глава Внешэкономбанка отметил ведущееся строительство автобана Туркменабат-Ашхабад-Туркменбаши, первая часть которого - Туркменабат-Ашхабад - уже завершена. Это первый проект, реализуемый в государственно-частном партнерстве, закон о котором был принят в июне 2021 года.
Хотя на этапе становления ГЧП партнерства государство взяло на себя финансирование проекта, его реализация, дальнейшая эксплуатация и оперативное управление таким крупным объектом впервые поручены консорциуму национальных частных компаний. По мере совершенствования форм и механизмов ГЧП, государство будет в большей степени полагаться на финансирование со стороны частного сектора, добавил Джепбаров.
Он назвал также ряд проектов, реализованных при участии международных финансовых институтов и учреждений.
Например, при финансовой поддержке Азиатского банка развития на сумму 125 млн. долларов и Исламского банка развития - 371 млн. долларов была построена железнодорожная магистраль Казахстан - Туркменистан - Иран протяженностью 724 км.
ИБР профинансировал закупку трех нефтеналивных танкеров - 42 млн. долларов. Японское агентство международного сотрудничества (JICA) предоставило льготный кредит, эквивалентный 40 млн. долларов, на модернизацию локомотивного депо в Ашхабаде. Экспортно-импортный банк Китая закупку тепловозов и пассажирских вагонов – в сумме, эквивалентной 95 млн. долларов.
Сейчас за счет средств Внешэкономбанка Туркменистана в объеме 80 млн. долларов и при финансовой поддержке Фонда развития Абу-Даби - 75 млн. долларов - ведется строительство международного аэропорта в городке Джебел.
В декабре 2021 года было подписано кредитное соглашение с ING Ваnk, Токио, Япония, на 20 млн. долларов в целях финансирования поставок в Туркменистан автомобилей Toyota для нужд развития общественного городского транспорта. Ожидается, что это сотрудничество будет продолжено, сказал Джепбаров.
В январе 2022 года были подписаны соглашения с ИБР на 90 млн. долларов и Фондом международного развития ОПЕК на 40 млн. долларов о финансировании строительства двух паромов Rо-Rо и одного сухогруза на судостроительном заводе «Балкан».
Также ведутся работы по внедрению передового опыта ОАЭ в управлении портами и их цифровизации, продолжил Джепбаров. В частности, Агентство транспорта и коммуникаций при Кабинете министров обсуждает с AD Ports Group (Абу-Даби) создание совместной транспортно-логистической компании с участием частного сектора Туркменистана.
Говоря о текущих и перспективных проектах, Рахимберды Джепбаров отметил проект транзитно-транспортного коридора Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман, к которому проявляют интерес и другие страны региона. В планах также модернизация и электрификация железной дороги Туркменабат-Ашхабад-Туркменбаши, подготовка технико-экономического обоснования которого осуществляется при непосредственном участии АБР, а также ряд других.
Председатель Внешэкономбанка призвал частных инвесторов, международные финансовые институты развития и другие финансовые учреждения принять активное участие в финансировании проектов транспортной сферы Туркменистана, который в силу своего географического положения является центром возрождаемого Древнего Шелкового пути.