Научный сотрудник отдела этнографии института истории и археологии академии наук Туркменистана Аннагуль Бабаева в своей статье для газеты «Нейтральный Туркменистан» рассказала, что в Туркменистане уделяют основное внимание сохранению культурного наследия, частью которого является искусство кошмоваляния.
Как описывает в своей книге «Туркменская культура» Герой-Аркадаг, кошма занимает большое место среди основных ценностей культурного наследия туркменского народа. Согласно научным данным искусство кошмоваляния появилось в ремесленном мире нашего народа в древнейшие времена и широко использовалось в быту. Об этом свидетельствует обнаруженный археологами кусок белой кошмы в комплексном храме Гонурдепе. Найденный кусок белой кошмы использовался в качестве войлочного ковра всего комплексного храма.
- Войлочный ковёр, обнаруженный в результате археологических раскопок на холме Ноинулин в Монголии, повествует о расцвете искусства кошмоваляния во времена правления Мете хана - правителя Великого Гуннского государства огузских туркмен. В период правления Мете хана ручное ремесло гуннских женщин отличалось оригинальностью, красотой и мастерством, - говорит Бабаева.
По словам научного сотрудника, среди войлочных изделий туркменского народа большое место занимают кошмы с цветочным орнаментом и набивным рисунком. Основным оборудованием при их изготовлении служит камышовая циновка. Промытая и взбитая шерсть узорами выкладывается на плотно плетённую камышовую циновку, которая создаёт удобства для того, чтобы получить плотный прессованный материал при изготовлении туркменской кошмы. Валяние это процесс изготовления войлочных изделий путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти во влажной среде, которые в итоге образуют различные геометрические орнаменты и узоры.
- Туркменская традиционная кошма это прямоугольный войлочный ковёр, украшенный разноцветными декоративными орнаментами. Узоры, нанесённые на кошму, имеют свои особенности. Большое значение имеют размеры кошмы, разнообразные виды орнаментов и палитра их цветов. Широко распространены виды кошм ikigyra, dörtgyra, altygyra, где узор располагается рядами до орнамента в центре такого войлока. Гармоничное сочетание орнаментов от простого до сложного с глубоким смыслом и разнообразной цветовой гаммой на поверхности кошмы, правильность размещения узора, разнообразие видов и их великолепие привлекают внимание зарубежных учёных, - отметила Бабаева.
В своей книге «Искусство войлоковаляния в Европе и Азии» польский профессор Ирена Турнау описала: Цветочный орнамент войлочного ковра, которую туркмены называют keçe готовят традиционным образом. Например, настоящее поле из шерсти с цветочным рисунком - множество узоров растений на поверхности, включая орнаменты в виде витых линий, в виде ромба или же в виде бараньих рогов с двусторонними витыми линиями и с коричневой каймой. Наиболее распространённые цвета кошмы тёмно-красный, коричневый и натуральный цвет шерсти от серого до чёрного цвета действительно потрясающие. Кошмы толстые и прочные, могут прослужить до пятидесяти лет.
Отметим, что одним из самых ранних известных образцов является орнамент gülýaýdy, который встречается на черепках керамики, найденных в Шахрисламе. Этот орнамент был взят предками туркмен из мира растений. Его наносили на кошму, выражая красоту туркменской природы и необъятность Туркменистана.
- Среди археологических находок очень часто встречаются керамические изделия с изображением орнамента goçak - одного из древних орнаментов, при помощи которого учёные могли отследить национальные корни туркменского народа. Этот орнамент является одним из наиболее распространённых узоров у тюркских народов, особенно у туркмен. Орнамент goçak встречается на ковровых изделиях, паласах, кошмах, ручных вышивках, и в виде рельефа его можно увидеть на фасадах зданий, во дворах, на поверхности тамдыра, - рассказала этнограф Бабаева.
Стоит отметить, что существует множество разновидностей и названий узора goçak в орнаментах кошмы. Например, dört goçak, goçanak, goçbuýnuz, darakgoçak, şelpegoçak и sekizgoçak. Обычно орнамент goçak располагается за пределами ряда кругов или ромбовых орнаментов в центральной части кошмы.
Польский учёный М.Гадзинска, изучавшая узоры туркменской кошмы, об орнаменте goçak рассказала, что во многих местах Ахалского велаята туркменские мастерицы создают кошмы с четырьмя пересекающимися роговидными линиями. Этот орнамент женщины валяльщицы называют dört goçak и dört saýlan.
Добавим, что по мнению учёных, этот орнамент может быть связан с крестообразным знаком с согнутыми концами - символом плодородия у многих восточных народов. В действительности, он появился в очень древние времена не в Европе, а именно в Азии.