В столичном отеле «Йылдыз» 15 ноября прошло заседание руководителей железнодорожных ведомств государств-участников международного мультимодального транспортно-транзитного коридора Страны Азиатско-Тихоокеанского региона–Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция–Европа (CASCA+). Форум продолжит свою работу три дня, по итогам предусматривается подписание Протокола, нацеленного на укрепление продуктивного сотрудничества сторон во имя всеобщего благополучия и прогрессивного развития. Об этом редакции Vestiabad рассказал обозреватель Меретдурды Розыев.
Делегации отраслевых министерств и профильных ведомств, а также логистических компаний и предприятий из Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Турции, Узбекистана, Туркменистана обсудят укрепление международного сотрудничества между логистическими структурами, активизацию транспортного коридора CASCA+, обмен опытом стран-участниц в целях реализации транспортного потенциала в автомобильных, морских, железнодорожных и воздушных перевозках.
Правительство Туркменистана стремится к полному задействованию потенциала международных транспортно-транзитных коридоров, увеличению объёмов транзитных грузов, упрощению таможенных, визовых и иных процедур для лучшей экономической интеграции. Уделяется особое внимание модернизации сферы транспорта, как локомотива устойчивого развития экономики Туркменистана. Об этом свидетельствуют многомиллиардные инвестиции в разные транспортные инфраструктурные проекты.
Сегодня в стране под руководством президента Туркменистана успешно претворяются в жизнь комплексные национальные программы, направленные на кардинальную модернизацию материально-технической базы транспортной отрасли, расширение действующих и формирование новых транспортно-коммуникационных сетей. Все эти меры призваны способствовать активной интеграции отечественной транспортной системы в международную коммуникационную инфраструктуру, созданию в Туркменистане, с учётом его выгодного географического положения, крупных логистических центров, обеспечивающих региональную координацию мультимодальных перевозок для развития транспортной дипломатии на международном уровне.
Страны Центральной Азии и Южного Кавказа играют важную роль в транспортных и транзитных коридорах в Евразийском регионе. В этом контексте, хотелось бы особо отметить значение мультимодальных транспортных маршрутов с участием этих стран. Одной из таких важных инициатив является международный мультимодальный транспортный коридор CASCA+. Этот маршрут является совместной инициативой железных дорог Азербайджана, Грузии, Киргизии, Туркменистана, Турции и Узбекистана.
Одной из основных целей маршрута является обеспечение транспортной связанности между странами Центральной Азии и Европы. В этом контексте следует отметить контейнерный блок-поезд из Узбекистана в Болгарию, состоящий из 46 вагонов и 91 единиц 20-футовых контейнеров, который был отправлен совместными усилиями стран участниц маршрута в декабре 2022 года. Контейнерный поезд последовал по маршруту «Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Европа/Болгария» протяженностью более 4000 км. Наши усилия направлены на то, чтобы контейнерные поезда по этому маршруту отправлялись регулярно. Несмотря на мультимодальность маршрута, которая пролегает через территорию двух морей и многочисленных стран, благодаря дружественным отношениям, взаимопониманию и тесному сотрудничеству между странами участницами маршрута удается эффективно использовать возможности маршрута. Со дня запуска маршрута было перевезено около 30 тысяч контейнеров в 20-ти футовом эквиваленте. Туркменистан играет ключевую роль в этом маршруте и его доля в перевозках за этот период составила 9 тыс. контейнеров в 20-ти футовом эквиваленте в направлении импорта, 12 тыс. контейнеров в направлении экспорта и 9 тыс. контейнеров в транзитном направлении. Цель операторов маршрута нарастить объем контейнерных перевозок до 30 тыс. контейнеров в 2023 году.
Наилучший результат на маршруте был достигнут в мае 2021 года - контейнеры были доставлены из турецкого города Измир в Ош (Кыргызстан) за 18 дней, что является оптимальным показателем транзитного времени. Целью операторов является обеспечить доставку контейнеров по маршруту из города Кашгар до Стамбула за 18 дней.
Страны, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортно-логистических компаний в международных сообщениях, всегда стремятся к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала.
С учётом изменившейся ситуации в мире Туркменистаном было предложено развивать коридор Север–Юг, принять меры по сокращению всех имеющихся барьеров с целью наращивания потенциала транспортной сферы.
Итоги этой встречи будут способствовать еще большему развитию и укреплению транспортной взаимосвязанности CASCA+ между странами и регионами. Туркменистан, в свою очередь, следуя политике «открытых дверей» и развития добрососедских отношений и использования транспортно-логистического потенциала страны, нацелен на самое широкое партнёрство со странами региона, всемерно содействуя продвижению равноправного, доверительного диалога по всем направлениям, как в двустороннем, так и в многостороннем формате.