Международная научная конференция «Наследие общечеловеческого значения выдающегося мыслителя и врачевателя Востока Абу Али ибн Сины» проходила в гибридном формате. Цель форума – популяризация многогранного богатого наследия и укрепление научного сотрудничества на мировом уровне. Об этом сообщил корреспондент Vestiabad.
В форуме приняли участие специалисты, учёные, профессора и преподаватели Туркменистана и из ряда зарубежных стран. Пленарное заседание прошло в Государственном медицинском университете Туркменистана имени Мырата Гаррыева. Затем конференция продолжила работу в трех секциях, которые проходили в медицинском вузе, в Туркменском государственном университете имени Махтумкули и в Инженерно-технологическом университете имени Огуз хана.
Выступавшие говорили о медицинской доктрине ученого Аркадага и научном наследим Абу Али ибн Сины, его эпохе, значении их трудов. Как отмечалось, в истории цивилизации Авиценна стал идеалом и примером для многих поколений.
Что пишут источники?
Согласно источникам Авиценна родился приблизительно в 980 г. в Афшане около Бухары. Получил хорошее образование. Еще в юности прочитал сочинения Евклида и Птолемея, благодаря трудам аль-Фараби познакомился с «Метафизикой» Аристотеля, а несколько позже с сочинениями других античных ученых и философов. Овладев логикой, естественными и математическими науками, философией и теологией, приступил к изучению медицины и врачеванию. К 18 годам Ибн Сина уже проявил себя зрелым ученым, вступив в научную переписку и полемику с аль-Бируни.
Научное наследие Ибн Сины охватывает разные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку. Точное количество его трудов не установлено (приписывается до 456, в т. ч. 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины как ученого – «Канон врачебной науки». Переведенный на латинский язык, он вплоть до XVII века был для европейских медиков основным руководством. Столь же популярным стало и другое фундаментальное сочинение, охватывающее разные области знания – «Книга исцеления», обширную часть которой составляет «Книга о душе».
Свои философские взгляды ученый изложил в «Книге знания». Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – «Указания и наставления». Он много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина большое место в своих трудах уделял логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, выражающих понимание наиболее существенных отношений действительности, принципах организации мысли и знания.
Переписка двух выдающихся ученых Востока – аль-Бируни и Ибн Сины
Содержание писем – это вопросы аль-Бируни и ответы Авиценны. Первая часть вопросов относится к «Книге о небе» Аристотеля, а вторая – к «Физике» Аристотеля.
Вероятно, что переписка была предпринята по инициативе аль-Бируни и затрагивает многие проблемы: и философские основы математики, и вопросы физики (в частности, оптики), и вопросы сущности движения и существования пустоты. Высказывания ал-Бируни направлены против положений Аристотеля, которых категорически придерживались многие его комментаторы. Ибн Сина выступает в роли толкователя и защитника Аристотеля.
Например, Авиценна дает ответы на такие вопросы как, почему лед всплывает на поверхность? Почему сосуды лопаются, когда вода в них замерзает? Почему только одна четвертая часть земли годится для заселения? Почему можно видеть то, что находится под водой?
Данная переписка служит источником по истории научной мысли средневекового Востока.